Цели и задачи государственной политики в информационной сфере. Понятие «государственная информационная политика»

Государственная информационная политика - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика - это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями».

Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса).

Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.

Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.

1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности.

Развитие глобального процесса информатизации общества, которое наблюдается в последние десятилетия XX века, породило новую глобальную социотехнологическую проблему - проблему информационной безопасности человека и общества.

Существо этой проблемы состоит в следующем. Многие важнейшие интересы человека, общества, государства, да и всей мировой цивилизации уже в настоящее время в значительной степени определяется состоянием окружающей их информационной сферы. Поэтому целенаправленные или непреднамеренные воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества.

Под информационной безопасностью в дальнейшем понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А под информационными угрозами - факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Осознание связи между состоянием информационной среды общества и возможностями достижения важнейших интересов человека и общества произошло совсем недавно, практически на интервале последнего десятилетия. И, тем не менее, многие государства мира, в том числе и Россия, уже разработали свои национальные доктрины в области информационной безопасности, а также концепции государственной политики по ее обеспечению.

В 1998 году начата подготовка и проекта международной концепции информационной безопасности.

Необходимо отметить, что проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны, хотя вполне естественно, что их основные интересы существенно различны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключается в реальном обеспечении своих констуционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.

Интересы общества заключается в достижении и сохранении общественного согласия, повышении созидательной активности населения, духовного развития общества.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.

Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет основные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности.

2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны.

Основными целям обеспечения информационной безопасности страны (например, России) являются:

Защита национальных интересов в условиях все большей глобализации многих информационных процессов, формирования мировых информационных сетей, стремления США и других развитых стран к доминированию в информационной сфере;

Бесперебойное обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан страны полной и своевременной информацией, необходимой для их деятельности;

Предотвращение нарушений целостности, сохранности и незаконного использования информационных ресурсов;

Обеспечение практической реализации прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

Для достижения целей обеспечения информационной безопасности страны очень важно правильно определять объекты информационной безопасности. К таким объектам относятся:

Информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию (секретную, ограниченного доступа или же коммерческую тайну), а также общедоступную открытую информацию и научные знания;

Информационная инфраструктура общества (сети связи и информационных коммуникаций, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации);

Система формирования, распространения и использования информационных ресурсов в стране;

Система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах массовой информации;

Права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, а так же защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

3. Источники угроз для информационной безопасности.

Источниками угроз для информационной безопасности страны могут являться внешние и внутренние факторы.

К числу источников внешних угроз относятся следующие:

Политика ряда стран, направления на доминирование в информационной сфере и противодействующая доступу России к новейшим информационным технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производству средств информатики и информационных продуктов, на создание технологической зависимости России от стран Запада в информационной сфере;

Разработка рядом государств концепций «информационной войны», которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу других стран целью нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

Деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также экономических и политических структур в информационной сфере, направленная против национальных интересов страны;

Преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере;

Развертывание рядом стран мира «культурной экспансии» в отношении других стран, и в особенности против России, проявляющейся, в частности, в стремлении сократить использование русского языка как средства общения и таким образом сократить российское информационное пространство.

Если же говорить об источнике внутренних угроз для информационной безопасности нашей страны, то здесь наиболее важным являются следующие:

Существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества, ограничивающее возможности страны по равноправному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод;

Технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и телекоммуникационной техники, вынуждающее импортировать эти средства из-за рубежа и на основе создавать свою национальную информационную инфраструктуру, что делает ее уязвимой со стороны стран Запада;

Недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формированию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности России как важнейшей части ее национальной безопасности;

Снижение уровня общей образованности граждан России, затрудняющее подготовку специалистов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;

Усиление организованной преступности в стране и рост количества компьютерных преступлений, снижающие уровень защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.

Возможными последствиями воздействия перечисленных вше внешних и внутренних угроз на информационную сферу страны могут являться следующие негативные для будущего нашей страны результаты.

1. В области геополитики и международного сотрудничества их результатом может стать утрата нашей страной своего международного авторитета передовой державы в области науки, образования и высоких технологий, а также потеря лидерства в определенных направлениях развития научно-технического прогресса. Вследствие этого могут сократиться возможности влияния страны на развитие мировых геополитических процессов, ее равноправного участия в международном разделении труда и использовании международного информационного рынка продуктов и услуг, будет затруднено принятие важнейших политических, экономических и других решений, в которых определяющее значение имеет международный авторитет государства.

2. В области социально-экономического развития страны будет проявляться тенденция к снижению темпов научно-технического прогресса и перехода к использованию высокоэффективных передовых технологий, что приведет к замедлению развития экономики, снижению качества и уровня жизни людей, повышению уровня социальной напряженности в обществе.

3. В области государственного управления может произойти дискредитация органов государственной власти и местного самоуправления, созданы искусственные трудности в обеспечении их нормального функционирования, а также дисбаланс

интересов личности, общества и государства, что может спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты в обществе, забастовки и массовые беспорядки.

4. В области развития культуры, образования и духовной сферы общества результатом воздействия информационных угроз могут стать утрата культурного наследия и национальных традиций, распространение чужой идеологии и моральных ценностей, проявление бездуховности и безнравственности, потеря национального самосознания.

5. В области обороноспособности и национальной безопасности страны такими последствиями могут быть:

Нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой;

Снижение технологического уровня развития оборонной промышленности;

Снижение морального духа личного состава Вооруженных сил и работников предприятий оборонного комплекса.

Нетрудно заметить, что все перечисленные выше возможные последствия являются весьма серьезными для жизни и деятельности каждого гражданина страны, а не только для элиты или же политического руководства. Именно поэтому проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества должна стать в современных условиях делом всего народа. А для этого она должна быть, в первую очередь, четко сформулирована и доведена до сознания широких масс населения через систему образования и средства массовой информации.

Ведь в дальнейшем, по мере развертывания глобального процесса информатизации, неизбежной глобализации морового сообщества и перехода развитых стран к информационному образу жизни, значение данной проблемы будет проявляться все сильнее и сильнее.

4. Основные задачи обеспечения информационной безопасности

Основными задачами государства и общества по предотвращению, парированию и нейтрализации внешних и внутренних угроз информационной безопасности является:

1) создание законодательной базы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирующей правовую основу для противодействия информационным угрозам. Такая база имеется сейчас во многих странах мира. Формируется она и в России. Так, например, уже приняты федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Ведется работа по созданию механизмов практической реализации этих законов, подготавливаются другие законопроекты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере;

2) проведение специальных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти страны и местного самоуправления. В настоящее время в стране активно ведутся работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти, способной противостоять внешним и внутренним информационным угрозам;

3) создание и внедрение отечественных высокоэффективных средств, методов и систем защиты информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, а также методов обеспечения надежного и бесперебойного функционирования этих систем в экономической, финансовой и общественно-политической сферах;

4) создание и практическое внедрение эффективных средств, методов и систем защиты национальных информационных ресурсов страны от разрушений и несанкционированного доступа, повышение надежности и безопасности их хранения. В России уже ведутся научно-исследовательские работы не только по инструментальным средствам защиты информационных ресурсов, но и по их классификации по категориям информационной безопасности.

При этом учитывается как их национальная специфика, так и международный опыт, в частности принятые в 1991 году группой европейских стран рекомендации «Критерии оценки безопасности информационной технологии». Можно надеяться, что выполнение этих исследований позволит сделать защиту национальных информационных ресурсов России более надежной и эффективной;

5) развитие отечественной промышленности для производства в необходимых объемах современных средств информационной техники, используемых для создания и развития национальной информационной инфраструктуры, обеспечения деятельности оборонного комплекса, органов государственного управления и наиболее важных предприятий финансовой и деловой сферы.

Решение этой проблемы помимо экономических усилий потребует также соответствующей ориентации системы образования, науки и общественного мнения в стране с тем, чтобы сделать работу в этой области престижной и социально привлекательной. Только таким образом можно будет обеспечить приток в эту сферу людских ресурсов и подготовку необходимого количества специалистов и научных работников;

6) Разработка и планомерное проведение в жизнь специальных организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение и нейтрализацию информационных угроз в духовной сфере жизни общества, формирование общественного сознания населения страны в направлении активного противодействия этим угрозам.

В число этих мероприятий, прежде всего, должны входить:

Открытое провозглашение и активная пропаганда государственной идеологии общества, которая была бы понятной и приемлемой для большинства населения и учитывая культурные и исторические традиции развития многонациональной страны;

Разработка и осуществление цивилизованных форм воздействия на средства массовой информации с целью их ориентации на распространение в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным целям страны, воспитанию патриотизма и гражданского долга по защите ее интересов.

Таким образом, меры по обеспечению информационной безопасности страны должны быть комплексными и содержать в себе не столько мероприятия идеологического и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания.

Предыдущие материалы:
  • Советская журналистика и публицистика в Великой Отечественной Войны.
  • Правительственная политика в России в области печати в 19-начале 20 века.
  • Интернет-журналистика: специфика и виды. Конвергенция в Интернет-СМИ.
  • Понятие «аудитория» в журналистике. СМИ во взаимодействии с аудиторией.
  • Современная российская публицистика: авторы, проблематика.
Следующие материалы:
  • Литературно-художественная критика: виды и жанровая специфика.
  • Русская журналистика последней четверти XVIII века. Редакторско-издательская деятельность и публицистика А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина.
  • Массовая информация как базисное понятие теории журналистики.

Определите сущность политики.

Понимание сущности государственной политики в информационной сфере человеческой деятельности позволяет выявить качественные признаки этого самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности в содержании и форме данной политики.

В научной литературе термин "государственная политика в области информатики" в научном его понимании не имеет широкого распространения. Этому можно найти объяснение хотя бы потому, что понятие "информатика", как мы уже упоминали, представляет собой область знаний о природе информации, а также методах и средствах ее обработки и использования. Для государственной же политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информацией. Относительно обособленная и самостоятельная деятельность государства в этой сфере обычно определяется как государственная информационная политика, хотя выбранный наукой термин (слово), как мы знаем, не всегда отражает сущность тех явлений и процессов, которые он призван выражать.

2.Каковы смысловые свойства государственной информаци­онной политики?

Термин "государственная информационная политика" применим именно в качестве определения новой области деятельности государства в XXI в. Учитывая это обстоятельство, необходимо его рассматривать не только в качестве рабочего термина, но и на уровне понятия, объединяющего крупные институты информационных знаний в области государственной деятельности. Во всяком случае, для правоведов, обладающих профессиональными знаниями в области развития государственной деятельности, выбранный термин "государственная информационная политика" наиболее приемлем для понимания сущности организованной информационной деятельности. Более того, ускорение процесса информатизации государственных органов, как предметной основы правового регулирования, все больше становится реальностью юриспруденции как науки и правовой системы в целом.



1. Легитимизация политики;

2. Организационное и законодательное закрепление правил, форм и границ политической борьбы;

3. В установленных законом рамках участвует в политической борьбе на стороне субъекта, обладающего политической властью;

3.Перечислите цели и задачи государственной информацион­ной политики.

Характеризовать достижимую в реальных условиях социально-политического развития общества степень проявления сущности рассматриваемой политики;

Представить собой духовные блага общественного развития и результаты программы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в том числе по разрешению наиболее острых проблем и противоречий информационного общества;

В России:

Содействие устойчивости общественного развития;

Обеспечение общественной поддержки мероприятий государственной политики.

Желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере;

Достижение цели государственной информационной политики на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития.

4.Назовите принципы государственной информационной по­литики.

Принципы государственной информационной политики представляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

Эти принципы, с одной стороны, отражают подходы к организации выполнения основных функций государства (общие принципы), а с другой - конкретизируют положения теоретико-концептуальной предметной области информационной политики субъекта, обладающего публичной властью (специальные принципы).

К числу общих принципов государственной информационной политики следует отнести, прежде всего:

Принцип законности при формировании и реализации государственной информационной политики заключается в строгом соблюдении норм законодательства с верховенством норм Конституции РФ и федеральных законов;

Принцип научной обоснованности - в использовании при подготовке предложений по содержанию и форме государственной информационной политики результатов научных исследований в соответствующих областях знаний;

Принцип единства заключается в разработке и соблюдении единых для всех субъектов информационной деятельности подходов и требований к разработке программных мероприятий государственной информационной политики и их реализации в практике информатизации;

Принцип системности - в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние па выполнение задач политики, включая объемы необходимых для этого финансовых, материальных, технологических, кадровых и иных ресурсов;

Принцип эффективности - в использовании государством для реализации политики методов и средств, являющихся наиболее рациональными применительно к конкретным социально-политическим и иным условиям реализации государственной деятельности (например, минимизирующих затраты материальных и финансовых средств для достижения цели государственной информационной политики, сокращающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т.п.).

К числу специальных принципов государственной информационной политики относятся положения, определяющие прежде всего развитие информационного общества в Российской Федерации: партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Специальные принципы государственной информационной политики можно найти, например, в Концепции формирования вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления (ГАС "Управление").

Глава 4.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

1.Перечислите основные признаки информационного обще­ства.

Понятие " информационного общества " – правопреемник понятия "постиндустриального общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания ", "образованное общество". Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации – это цивилизационная формация.

Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). В ту пору полагалось, что главным отличительным признаком нового общества будет информационная экономика, основным продуктом и ресурсом которой станет информация и ее высшая форма – знание, а основной функцией – экономия времени с помощью информационных технологий. В то же время высказывались опасения, что информация может стать мощным властным ресурсом, концентрация которого потенциально может привести к возникновению информационного варианта тоталитарного государства.

Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Чтобы не возникло в нем упомянутой опасности для демократии, чтобы общество развивалось гармонично и в интересах всех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим все стороны жизни. Иными словами, необходимые признаки информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими интересами граждан, но учитывать и их духовные потребности. В настоящее время сложилось следующая совокупность таких признаков:

· культ знаний;

· информационная экономика;

· информационная культура;

· информационный рынок труда;

· информационная инфраструктура;

· информатизация социальных технологий;

· информационное законодательство.

Государство занимает особое место среди субъектов информационной политики. Это обусловлено его специфической ролью в обеспечении функционирования политической системы общества.

Во-первых, будучи политико-территориальной суверенной организацией публичной власти, «способной делать свои веления обязательными для населения всей страны», государство является гарантом устойчивости общественного, в том числе политического, развития. В рамках выполнения данной задачи оно традиционно осуществляет:

управленческо-обеспечительные функции, связанные с созданием условий, стабильных и устойчивых норм, правил поведения людей, общественных объединений при реализации общественных отношений, с принятием мер для реализации этих норм, правил;

охранительные функции, связанные с пресечением нарушения установленных порядков, воздействием на нарушителей, восстановлением нарушенного состояния, защитой от внешних и внутренних угроз общества и государства.

Во-вторых, в обществе с рыночной экономикой и демократическим режимом, базирующемся на умеренных идеологиях (либерализм, консерватизм), государство приобретает черты «правового государства» и кроме выделенных выше традиционных функций дополнительно осуществляет функцию обслуживания гражданского общества . Эта функция связана, прежде всего, с укреплением и расширением гарантий реализации прав и свобод граждан, с оказанием государственными органами и должностными лицами установленных законодательством услуг гражданам, снижающих затраты на удовлетворение потребностей и интересов граждан и организаций гражданского общества.

Наконец, в-третьих, осуществление функций публичной власти государством происходит под руководством субъекта политики, обладающего этой властью. Данный субъект для решения стоящих перед ним политических задач в установленных законом рамках обладает правом использования государственного аппарата и «публичной» материальной базы (государственного, казенного имущества, своих источников доходов, налогов). С этой точки зрения государство может рассматриваться в качестве общественного инструмента объединения людей, привлечения ресурсов общества для разрешения наиболее острых проблем общественного развития на основе идеологии субъекта политики, обладающего публичной властью.

Необходимо отметить, что одной из важнейших функций государства как организации публичной власти является легитимизация политики в качестве формы выявления приоритетов общественного развития на основе борьбы социально активных сил общества, то есть правовое регулирование отношений в области ведения политической борьбы и обеспечение соблюдения требований законодательства всеми ее субъектами. При невыполнении государством данной функции политическая борьба выходит за пределы правового поля и ведется с позиции социальной силы, часто связанной с социальным и индивидуальным насилием. Типичным примером таких ситуаций являются так называемые «цветные революции», в которых нетрудно найти внешних субъектов политики, заинтересованных в подобном нелегитимном, «насильственном» развитии борьбы. Эти силы включаются в политическую борьбу (в политику) на стороне одного из субъектов политики, увеличивая его шансы на овладение публичной властью и реализацию политической идеологии, связанной с разрешением наиболее острых проблем общественного развития.


Государство выступает в качестве активного субъекта политики и, следовательно, политической борьбы в связи с тем, что обеспечивает законодательное закрепление правил, форм и границ этой борьбы, осуществляет правоприменительную и правоохранительную практику в этой области, а также в установленных законом рамках участвует в этой борьбе на стороне субъекта, обладающего публичной властью.

Исходя из этого, сущность государства в общественном измерении заключается в легитимном использовании принуждения и иных ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе для сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития, а в субъектном измерении – в использовании ресурсов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта, обладающего этой властью, о рациональных способах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

Сущность государства проявляется посредством государственной политики, которая может быть определена как основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.

Это определение не противоречит раскрытию данного понятия в законодательстве Российской Федерации.

Исходя из этого, сущность государственной политики в общественном измерении заключается в легитимном использовании ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе ради сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития.

Сущность государственной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта политики, обладающего публичной властью, о рациональных механизмах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

Как известно, к числу наиболее действенных средств реализации государственной политики относятся:

правовое регулирование общественных отношений;

планирование и программирование деятельности органов исполнительной власти по приоритетным направлениям политики;

бюджетное финансирование и иное ресурсное обеспечение деятельности органов государственной власти, других субъектов реализации государственной политики;

правоприменительная деятельность.

Термин «государственная информационная политика» не является новым. Он достаточно широко используется в законодательстве.

Так, в регламентах деятельности Совета Федерации и Государственной Думы содержание термина «информационная политика Российской Федерации» не раскрывается, но в предметах ведения соответствующих комиссии и комитета к предметной сфере этой политики отнесены вопросы средств массовой информации, информационных технологий и информатизации, развития единого информационного пространства Российской Федерации, издательской и полиграфической деятельности, информационного обмена, развития компьютерных сетей общего пользования, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, аудио- и видеопродукции, такие конституционные права граждан как свобода слова, право на получение и распространение информации, а также вопросы Интернета, распространения печатной продукции и книгоиздательства, функционирования электронных средств массовой информации, защиты прав журналистов и информационной безопасности.

В Концепции государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, закреплена следующая дефиниция государственной информационной политики – «совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и системы мер, их реализующих». При этом долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики предложено считать «обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество». Аналогичным образом дефиниция «информационная политика» раскрыта в Концепции информационной политики Республики Бурятия.

В концепции информационной политики Сахалинской области введено понятие «информационная политика администрации Сахалинской области», которое раскрывается как совокупность целей, средств и механизмов реализации мер правового, экономического, политического, маркетингового, социального и организационного характера, используемых администрацией Сахалинской области для создания своего информационного поля.

В положении об Управлении по связям с общественностью и информационной политике мэрии Москвы дефиниция «информационная политика» отсутствует. В то же время к предмету данной политики отнесено изучение общественного мнения о деятельности Мэрии Москвы, информационное взаимодействие с центральными и региональными средствами массовой информации для доведения до жителей Москвы, Российской Федерации в целом и до граждан зарубежных государств официальной позиции Мэрии Москвы о ее деятельности на городском, межрегиональном и международном уровнях, по другим актуальным вопросам городской, российской и международной политики, формирование городской политики в отношении средств массовой информации, предусматривающей в качестве важнейшей задачи обеспечение жителей Москвы, страны в целом, а также граждан зарубежных государств объективной информацией о политике Москвы.

Как следует из приведенных примеров, термин «государственная информационная политика» трактуется в законодательстве как особая область деятельности в информационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства.

Данная область включает общественные отношения, связанные с использованием информационной сферы для выполнения:

управленческо-обеспечительных и охранительных функций государства;

функции обслуживания гражданского общества;

функции поддержания (в установленных законом рамках) борьбы субъектов политики в информационной сфере за обладание публичной властью.

Использование информационной сферы для выполнения управленческо-обеспечительных и охранительных функций государства охватывает вопросы формирования и развития процедур информационного взаимодействия государственных органов с организациями гражданского общества и между собой в процессе осуществления правотворчества и правоприменительной практики, судебного рассмотрения дел, развития информационной инфраструктуры государственного управления, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В рамках этого измерения государственной информационной политики рассматриваются также вопросы развития информационной сферы общества, системы средств массовой информации и коммуникации, обеспечения безопасности и устойчивости их функционирования, содействия развитию информационных и коммуникационных технологий, увеличению информационных ресурсов общества, а также противодействия попыткам оказания «информационного давления» на государство и общество со стороны субъектов политики зарубежных стран, преступных организаций и социальных групп, не участвующих в легитимной борьбе за право обладания публичной властью.

Использование информационной сферы для выполнения функции обслуживания гражданского общества связано, прежде всего, с обеспечением открытости общества для граждан и тем самым с созданием условий для их компетентного участия в управлении делами общества, эффективного использования прав и свобод в целях удовлетворения нужд и потребностей граждан.

Использование информационной сферы для выполнения функции поддержания (в установленных законом рамках) борьбы субъектов политики в информационной сфере за обладание публичной властью охватывает вопросы правового регулирования отношений в области использования средств массовой информации и коммуникации для пропаганды идеологических программ субъектов политики, агитации за эти программы, конкурентной борьбы за общественную поддержку идеологических программ, соблюдения установленных законом ограничений в осуществлении информационной деятельности субъектами политики.

Как было отмечено выше, отдельной функцией государства является реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью. Использование информационной сферы для выполнения функции реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью, охватывает вопросы обеспечения общественной поддержки мероприятий государственной политики, направленных на разрешение наиболее острых противоречий общественного развития. Эта поддержка необходима для решения задач как по созданию условий для деятельности людей, направления их усилий в наиболее важных (по мнению субъектов политики, обладающих публичной властью) сферах общественной жизни, так и по актуализации сознания общества в соответствии с идеологией субъектов политики, обладающих публичной властью. Она необходима также для стимулирования осознанного участия всех социальных групп общества и отдельных граждан в выполнении государственной политики, для поддержания представления о государстве как о символе общественного единения граждан, их решимости обеспечить достижение или сохранение конкурентоспособности общества.

Завоевание общественной поддержки предполагает, кроме того, установление устойчивой «отрицательной обратной связи» с обществом, с субъектами политики, не обладающими публичной властью, с гражданами. Только в этом случае у субъекта политики, обладающего публичной властью, возникает возможность получения независимой, но заинтересованной общественной оценки успешности предпринимаемых ими усилий по достижению политических целей, возникает возможность «со стороны» посмотреть на качество работы его органов и учреждений, оценить уровень поддержки его деятельности со стороны общества, а у общества, у граждан возникает доверие к государству, его должностным лицам и органам, формируется понимание государственной политики и желание в ней участвовать.

Исходя из этого, государственная информационная политика может быть определена как основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность в информационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства и реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью.

Государственная информационная политика может рассматриваться в двух измерениях – общественном и субъектном.

В общественном измерении государственная информационная политика представляет собой явление жизни общества в целом и направлена на содействие достижению общего блага. Это благо заключается в удовлетворении следующих общественных нужд:

поддержание конкурентоспособности общества;

сохранение социальной стабильности;

противодействие субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособности общества и социальной стабильности.

Без удовлетворения этих нужд общество не может в реальном мире конкурентного взаимодействия социальных единений рассчитывать на устойчивое развитие и на повышение качества жизни его членов, что составляет смысл и цель любого социального единения.

Нужда общества в поддержании конкурентоспособности , наряду с развитием экономики и социальной сферы, удовлетворяется посредством развития общественного сознания, обусловливающего возможность адаптации общества к изменениям окружающей действительности. Эти изменения могут затрагивать природные условия существования (ухудшение экологии), условия экономической деятельности (появление открытий и изобретений, существенно изменяющих условия производства и потребительские качества продуктов), международную обстановку (увеличение опасности вооруженной агрессии, террористических актов) и другие факторы. Данная адаптация происходит за счет смены культурных доминант в общественном сознании народа. Так, уменьшение запасов пресной воды, находящихся в распоряжении общества, порождает потребность в формировании культурных доминант, связанных с ее сбережением и эффективным использованием во всех областях человеческой деятельности, появление новых средств производства - с их эффективным и безопасным применением в производственном процессе, возникновение военной или террористической угрозы – с повышением бдительности членов общества и повышением оборонного потенциала государства.

В результате соответствующего развития общественного сознания данные культурные доминанты приобретают особую социальную ценность, позволяющую детерминировать поведение людей и направлять их деятельность на достижение общественного блага. В этом смысле трудно не согласиться с К.Марксом в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Нонеобходимо также отметить, что общественное сознание определяет способность общества адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, то есть духовный потенциал его конкурентоспособности и, следовательно, определяет общественное бытие.

Нужда в сохранении социальной стабильности обусловливает необходимость формирования и поддержания в обществе определенных нравственных ценностей, следование которым стандартизирует отношение людей к фактам и событиям окружающей действительности. В социальной жизни нравственные ценности проявляются, в частности, посредством института общественного мнения, в рамках которого формируется эмоциональное отношение людей к социально важным событиям жизни общества.

Выявление общественных приоритетов в формировании культурных и нравственных ценностей происходит в результате политической борьбы социально активных сил общества за обладание публичной властью. Эта борьба, как правило, ведется в рамках правового поля, определяемого национальным законодательством. В силу значительной социальной важности общественных приоритетов в формировании культурных и нравственных ценностей результаты этой борьбы затрагивают интересы не только национальных субъектов политики, но и субъектов политики, находящихся вне национального правового поля. В связи с этим последние часто предпринимают попытки либо влияния на исход политической борьбы в рассматриваемой области, либо нанесения ущерба процессу формирования данных ценностей. Следствием таких действий является нанесение ущерба конкурентоспособности общества и социальной стабильности. В связи с этим у общества возникает нужда в противодействии субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособности общества и социальной стабильности.

В обществах, обладающих развитыми механизмами удовлетворения указанных нужд через привлечение потенциала его членов, участие государства в данной деятельности минимально. Соответственно и государственная информационная политика охватывает сравнительно узкую, небольшую область общественных отношений, связанную, прежде всего, с использованием легитимного принуждения в отношении субъектов, наносящих ущерб потребностям общества. В обществах со слабыми механизмами привлечения его членов к рассматриваемой деятельности участие государства более значительно и может затрагивать достаточно широкую область общественной деятельности. Однако при этом государство использует присущие именно ему средства воздействия на соответствующие общественные отношения.

Общественно приемлемый уровень участия государства в рассматриваемой деятельности определяется в результате борьбы субъектов политики за общественную поддержку их идеологических программ, за право использования публичной власти для реализации этих программ.

Исходя из изложенного, государственная информационная политика в общественном измерении представляет собой социальный механизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности использования этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью.

Сущность государственной информационной политики в общественном измерении заключается в создании условий для развития информационной сферы, обеспечивающих конкурентоспособность общества и его устойчивое развитие, а также для привлечения людей к объединению ради развития культурных и сохранения нравственных ценностей общества.

В субъектном измерении государственная информационная политика представляет собой явление жизни субъекта политики, обладающего публичной властью, и направлена на удовлетворение его политических интересов, связанных с реализацией идеологической программы разрешения наиболее острых противоречий общественного развития. В силу того, что субъект политики получает возможность использования публичной власти в результате конкурентной борьбы с другими субъектами политики, положения его идеологической программы объективно отражают нужды большей или более активной части общества в развитии культурных и сохранении нравственных ценностей, в противодействии субъектам политики, стремящимся нанести ущерб процессу удовлетворения данных нужд. Соответственно, реализация упомянутых положений становится одной из важных функций публичной власти. Учитывая, что важным условием выполнения идеологической программы является общественная поддержка деятельности субъекта по ее реализации как внутри страны, так и за рубежом (по существу, поддержка государственной политики), государство объективно вынуждено в рамках, определенных законодательством, оказывать содействие субъекту, обладающему публичной властью, в решении этого вопроса.

Исходя из этого, государственная информационная политика в субъектном измерении может быть определена как деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности.

Сущность государственной информационной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов политики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью) наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества.

Объектами государственной информационной политики являются политическое сознание и общественное мнение, а предметом – методы и средства государственного воздействия на политическое сознание и общественное мнение в целях привлечения граждан к поддержке мероприятий государственной политики, к участию в этих мероприятиях, а также методы и средства противодействия «информационному давлению» на государство и общество со стороны нелегитимных политических сил общества и политических сил зарубежных государств.

Сущность государственной информационной политики проявляется в ее содержании и форме.

Форма государственной информационной политики отражает внешнее проявление политической деятельности государства по воздействию на процессы развития политического сознания и формирования общественного мнения. По мнению специалистов, деятельность государства, в том числе по реализации политики, осуществляется в форме механизмов нормативного правового регулирования общественных отношений в областях, связанных с развитием политического сознания, формированием общественного мнения и закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах (правовая форма), а также в форме организационно-управленческих мероприятий, выполняемых государственными органами и должностными лицами в приоритетных областях государственной информационной политики (организационная форма).

Таким образом, сущность государственной информационной политики в значительной степени зависит от позиции исследователя, который может рассматривать данное явление как с точки зрения общества, так и с точки зрения субъектов политики. Важнейшее сущностное качество государственной информационной политики заключается в борьбе субъекта политики, обладающего публичной властью, за общественную поддержку его идеологической программы разрешения противоречий общественного развития и деятельности по реализации этой программы.

Выводы

1. Основным сущностным качеством политики, обусловливающим все остальные ее качества, свойства и черты как явления жизни общества, является борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами общественной жизни (включая зарубежных и асоциальных).

Политика обладает ярко выраженным дуализмом и при ее исследовании выделяются два основных измерения политики – общественное и субъектное.

Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного развития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения и реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти. Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни.

Субъектное измерение политики акцентирует внимание на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны, политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными) и за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе. Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.

2. Информационная политика в общественном измерении представляет собой основанный на конкурентной борьбе субъектов политики в информационной сфере универсальный социальный механизм достижения и удержания общественной поддержки субъектов политики, их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

Информационная политика в субъектном измерении представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с достижением и удержанием (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) общественной поддержки

а) его представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях решения этих проблем;

б) его притязаний на обладание публичной властью.

3. Государственная политика представляет собой основанную на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.

Сущность государственной политики в общественном измерении заключается в легитимном использовании ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе ради сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития.

Сущность государственной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта политики, обладающего публичной властью, о рациональных механизмах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

4. Государственная информационная политика в общественном измерении представляет собой социальный механизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности в использовании этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью. Сущность государственной информационной политики в общественном измерении заключается в создании условий для развития информационной сферы, обеспечивающих конкурентоспособность общества и его устойчивое развитие, а также для привлечения людей к объединению ради развития культурных и сохранения нравственных ценностей общества.

Государственная информационная политика в субъектном измерении представляет собой деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности. Сущность государственной информационной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов политики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью), наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества.

антитеррористический государственный информационный политика

Исследования государственной информационной политики в России получили распространение в постсоветский период ввиду интенсификации развития информационного пространства, обозначившей проблему поиска механизмов регулирования информационных отношений в системе государство-общество. Первоначально государственная информационная политика рассматривалась исключительно как политика в области средств массовой информации, однако со второй половины 90-х наметилась тенденция исследования ее комплексного характера. При этом выводы авторов касательно сущности информационной политики, роли государства в развитии информационной сферы и основных проблем, связанных с формированием и реализацией ГИП основывались на анализе контекстуальных особенностей российского информационного пространства и сложившейся системы осуществления государственной власти. Характеризуя позиции отечественных исследователей ГИП, можно констатировать неоднозначность оценки характера государственной информационной политики России, ее предназначения, приоритетов и направлений. Так, Мелюхин И.С. считает необходимым комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, и определяет ГИП как регулирующую деятельность государства, направленную на развитие информационной сферы общества, которая охватывает всю деятельность, связанную с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией и передачей всех видов информации - деловой, научно - образовательной, новостной и т.п. Мелюхин И.С. Государственная информационная политика: проблемы и перспективы развития. // Информационные ресурсы России 1996. № 4-5. С. 9. Политические коммуникации/ под ред. А И Соловьева. М. 2004. С. 208.

Соловьев А. И., соотнося информационную активность государства с усиливающимися процессами глобализации, трактует ГИП как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встраивающих институты и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы. При этом ГИП считается системообразующим элементом совокупной деятельности государства в целом, важнейшим средством поддержания публичного диалога власти и общества. Ветров К.В. выделяет в структуре информационной политики государства ресурсно-технологическую и содержательно-информационную составляющие. В первом случае главной линией ГИП выступает создание адекватных времени технических и технологических условий производства и потребления информации, во втором обеспечение информационной открытости государства, создание для общества условий получения объективной информации. Ветров К В Информационная политика и информационная реальность // Информационное общество, 2002. вып.1 С. 44. С.Э. Зуев анализирует информационную политику в целом как феномен особого рода пространства (информационного), в котором складываются свои специфические формы поведения и деятельности, качественно отличные от тех, что существовали на предыдущем этапе общественного развития. Под информационной политикой понимается контроль над распределением потока информации; информация при этом выступает как инструмент воздействия на целевые группы для достижения заранее запланированного эффекта. Роль государства здесь можно определить как направляющую в формировании информационного пространства и выстраивании определенных отношений с обществом, согласно утвержденным целям и задачам в информационной сфере. Нисневич Ю. А. предлагает наиболее полную трактовку ГИП в рамках управленческого подхода. ГИП определяется как совокупность управленческих решений и методов их реализации для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия. Нисневич Ю.А Информация и власть. М, 2000. С. 35

Наряду с управленческой традицией в анализе государственной информационной политики, ряд исследователей характеризует ГИП с позиций приоритета обеспечения в современном обществе информационной безопасности. Так, В.Д. Попов определяет ГИП как систему целенаправленных коммуникативно-информационных действий по обеспечению информационно- психологической безопасности граждан и страны. Попов В Д Информациология и информационная политика М., 2001. С. 62 Характеризуя современное общество как открытую информационную систему, в которой циркулируют различные информационные потоки, В. Д. Попов указывает на необходимость наличия « интегрирующего вектора» социального развития в виде национального интереса страны. Государственная информационная политика, по мнению В.Д Попова, призвана воздействовать на сознание и психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В данных условиях существенно возрастает роль средств массовой информации как основного субъекта информационного воздействия. Таким образом выстраивается цепь: государство-СМИ- массовое сознание, где взаимодействие составляющих приобретает сложный, «описываемый информационными процессами и информационными отношениями характер». Объектом информационной политики становится государственное управление информационной сферой, состоянием общественного сознания, системой средств массовой информации массовой коммуникации; информационные процессы в обществе, отражающие, выражающие и защищающие права личности, интересы общества и политику государства. Попов В Д. Указанные соч, С. 65 Подобной позиции в анализе ГИП придерживается и А. В. Манойло. В работе «Государственная информационная политика в особых условиях» он определяет обеспечение информационно-психологической безопасности и соблюдение национальных интересов государства в информационной сфере как стратегические цели государственной информационной политики, трактуя последнюю как деятельность федеральных органов государственной власти по достижению указанных целей. А. В. Манойло предлагает комплексное видение системы государственной информационной политики (Приложение 1), в которую включает целенаправленные взаимоотношения субъектов и объектов ГИП на разных уровнях государственной власти и управления.

В Российской Федерации официальная точка зрения на сущность государственной информационной политики выражена в Концепции государственной информационной политики, принятой в 1998 г.. Концепция ГИП РФ определяет цели, задачи, принципы государственной информационной политики, основные направления и механизмы ее реализации, результаты воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России. Согласно Концепции, государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер, их реализующих. В качестве приоритетных задач ГИП признаются:

  • -модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • - развитие информационных и телекоммуникационных технологий;
  • -эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
  • -обеспечение граждан общественно - значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
  • -подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
  • -создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

В соответствие с Концепцией реализация Государственной информационной политики базируется на принципах открытости, равенства интересов, системности, приоритетности отечественного производителя, социальной ориентации, государственного поддержки, приоритетности права. Стратегической целью информационной политики признается обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное общество. Под информационным обществом, при этом, понимается ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личных потребностей в информационных продуктах и услугах. Глоссарий по информационному обществу [Электронный ресурс]//шҐу/т1"- вск^у/^оввагу.ги (20 03.2005г).

На сегодняшний день во всем мире имеет место осознание необходимости перехода к информационному обществу, ввиду сложившихся объективных условий и общемировых тенденций. В ряде стран приняты соответствующие документы - Концепции формирования информационного общества, правительственные программы информатизации, иллюстрирующие цели, задачи и механизмы деятельности государств в указанном направлении Подход к формированию информационного общества диктуется общим характером государственной политики. Так, в США в качестве приоритета выделяется технологический аспект. При этом правительство США осознало необходимость масштабной информатизации еще в начале 90-х, а в 1996 г. Бил Клинтон провозгласил создание «информационной супермагистрали.

Во Франции в 2000 г. принята Правительственная программа действий по подготовке вхождения Франции в Информационное общество. Вход Франции в информационное общество объявлен как проблема исключительной важности для будущего страны; при этом действия правительства предполагаются с учетом общественных дебатов. Правительственная программа действий для информационного общества отмечает государственные обязательства, особые пункты, сектора, вопросы и приоритеты, сопровождаемые конкретными предложениями. При этом основную инициативу предполагается передать обществу через участие отдельных граждан, компаний, местных областей и ассоциаций.

В Швеции действует программа «Информационное общество для всех» Министерства промышленности, занятости и коммуникаций. Шведская концепция имеет ярко выраженный социальный характер. Документ представляет цели, ориентации и области приоритетов шведского правительства для способствования адаптации граждан страны к жизни в обществе информационных технологий. Социальный характер шведской политики отражается и в выделении приоритетных областей деятельности: конфиденциальность при использовании ИТ; компетентность в применении ИТ; доступность в использовании ИГ. Шведским правительством осознается возможность разрыва между людьми, имеющими доступ к технологии и возможность ее использования, и теми, кто этих возможностей не имеет. Задача государства, соответственно, - в обеспечении гарантий получения преимуществ для каждого, «независимо от пола, возраста, места жительства или профессии».

В России Концепция формирования информационного общества разработана и принята в 1998 г. по инициативе Государственного комитета РФ по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи. В российском варианте ведущая роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу отдается государству за счет:

  • - координации деятельности различных участников этого процесса;
  • -развития институтов демократии и формировании информационно-открытого общества;
  • - создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно - правовой баз;
  • - привлечения к активному участию в процессе перехода частного сектора экономики. Концепция формирования информационного общества в России. Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете РФ по свяш и информатизации от 28 мая 1999г. №32. [Электронный ресурс] //http://www.iis ги /ИЬгагу/г^/шз.ги Ыш1;

Переход к информационному обществу как стратегическая цель государственной информационной политики России предполагает реальную активность органов государственной власти РФ, направленную на развитие информационного рынка, информационной инфраструктуры, удовлетворение информационных потребностей общества, совершенствование правового обеспечения информационного общества. Это происходит посредством принятия и реализации различных целевых программ в данной области. На сегодняшний день в России реализуется Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 2002-2010 гг.», целью которой стало «создание условий для развития демократии, повышение эффективности экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободу, поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей» Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 2001 - 2010 гг » [Электронный pecypc]//www government gov.ru (11.04.2004); программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 -2006 гг.». Разработана программа «Развитие информатизации в России на период до 2010г.», Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки», а также «Концепция региональной информатизации до 2010 года». Создан правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации»; действует проект он-лайн «Российская сеть информационного общества -ISN» и др.

Важной частью российской информационной политики является международное сотрудничество. Еще в 1995 г. на встрече стран «Большой 7- ки» был выработан каталог основных правил, в котором определены шесть общих требований к развитию мировой информационной инфраструктуры:

  • - требование об интеграции информационных систем, обеспечивающей их совместное использование,
  • - развитие глобальных рынков информационных сетей и соответствующих услуг,
  • - соблюдение частных интересов и защита информации,
  • - защита авторских прав,
  • -сотрудничество в области исследований и развития информационных технологий,
  • - наблюдение за социальными и общественными проявлениями развития информационного общества.

В 2000 г. уже на саммите большой восьмерки в Окинаве была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, в которой обозначились проблемы, связанные с формированием И.О. и наметились пути их решения в рамках деятельности мирового сообщества. В 2003 г. подобная встреча глав государств, посвященная вопросам информационного общества состоялась в Женеве. Результатом встречи стало принятие Декларации принципов информационного общества и соответствующего Плана действий. На сегодняшний день Проблемы информационного общества входят в поле деятельности практически всех международных организаций, в частности, действует программа ООН United Nations Information and Communication Technologies Task Force, программа Юнеско «Информация для всех».

Однако, реализация информационной политики в России сопровождается рядом проблемных факторов, тормозящих движение к информационному обществу мирового уровня.

И. Мелюхин указывает в качестве подобных факторов объективного характера географическую протяженность страны, общее переходное состояние экономики и недостаточное развитие информационной инфраструктуры. Мелюхин И. Принципы формирования основ информационною общества в России. [Электронный pecypc]//www.internews ru (03.01.05). Он также ставит проблему информационной открытости государства как необходимое условие формирования информационного общества. Мешкова Т. А. обозначает проблему «информационного неравенства», имея в виду неравные возможности доступа к информации (в частности к сети Интернет) среди граждан России. См.: Мешкова Т.А. Социально-политические аспекты глобальной информатизации //Полис, 2002. №6 С. 24-34. A.A. Кононов и Г.Л. Смолян самой существенной проблемой считают обеспечение гарантий безопасности используемых информационно-коммуникативных технологий. Речь, в частности, идет о возникновении новых типов угроз, обусловленных, во-первых, внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни и утверждении технологической составляющей как ключевой в процессе жизнедеятельности современных институтов и организаций; во-вторых, интенсификацией проявлений террористической активности с использованием информационного оружия.

В качестве примера ответных действий государства авторы приводят США, где в 2000 г. был принят «Национальный план защиты информационных систем» под руководством Федерального координационного совета по проблемам безопасности информационной инфраструктуры, а после терактов 11 сентября 2001 г. образован Совет по защите критической инфраструктуры США, призванный обеспечить управление безопасностью во всех ключевых системах США.

По сути дела, речь идет об обеспечении информационной безопасности как важной составной части государственной информационной политики. В России понятие «информационная безопасность» впервые было введено в 1990 г. в парламентской комиссии академика Ю.А. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор были созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами.

Наряду с практикой, анализом проблем информационной безопасности занимаются представители научного сообщества. В.П. Шерстюк под информационной безопасностью подразумевает защиту национальных интересов в информационной сфере как сбалансированной совокупности социальных интересов личности, интересов общества и государства. Шерсгюк В П. Проблемы информационной безопасности в современном мире. [Электронный ресурсcryptography.ru/db/msg 1Ит1?п^=1169390 (20.03.2005) При этом в качестве угроз информационной безопасности в современном обществе автор выделяет:

  • - расширение возможностей манипулирования массовым сознанием;
  • - возможности использования во вред человеку его персональных данных, накапливаемых различными структурами;
  • - угрозу устойчивости функционирования информационной инфраструктуры со стороны преступных и террористических организаций;
  • - концентрацию СМИ в руках небольшой группы собственников;
  • - угрозу неконтролируемого распространения «информационного оружия».

Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев конкретизируют сущность термина информационная безопасность, разделяя информационную безопасность общества и государства, которая характеризуется защищенностью, а следовательно устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и т.д.) по отношению к опасным, дестабилизирующим, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне как внедрения, так и извлечения информации; и информационную безопасность личности - защищенность психики и сознания от опасных информационных воздействий: манипулирования, дезинформирования, оскорбления и др. Уфимцев Ю.С., Ерофеев Р А. и др Информационная безопасность России. М. 2003. С. 8.

При этом исследователи подчеркивают частое использование в качестве средств информационного воздействия средств массовой информации и специальных программных средств для компьютеров. К сказанному можно добавить, что современный терроризм, трансформировавшийся под воздействием информатизации в гигантскую, разветвленную сеть организаций, обладающих мощными средствами информационного воздействия, представляет на сегодняшний день комплекс новых угроз информационной безопасности государств, требующих разработки эффективной системы противодействия.

В Российской Федерации в 2000г. была принята Доктрина информационной безопасности, развивающая Концепцию национальной безопасности России применительно к информационной сфере. В Доктрине был определен ряд задач в области обеспечения информационной безопасности РФ:

  • - разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;
  • - разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности;
  • - разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий;
  • - совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ; и др.

Однако реальность последующих лет показала, что деятельность органов государственной власти в области обеспечения информационной безопасности не вполне соответствует поставленным задачам. Ряд исследователей отмечают фрагментарность российской правовой базы обеспечения информационной безопасности, отсутствие должного взаимодействия между соответствующими структурами и скоординированности их работы, отсутствие единой системы отбора информации, подготовки и принятия эффективных решений на высшем уровне, итогом чего, стали, в частности, масштабные террористические акты («Норд-Ост», «Беслан») и большое количество их жертв. Основной проблемой по-прежнему остается формирование целенаправленной, планируемой и программируемой государственной информационной политики, направленной на нейтрализацию потенциальных угроз информационной безопасности РФ. При этом характер данных угроз позволяет говорить о двух направлениях такой политики: технологическом и психологическом. В рамках первого направления речь идет о государственном регулировании киберпространства, о создании адекватной системы противодействия использованию технических достижений информатизации в преступных и террористических целях. В рамках второго о политике в области средств массовой информации, в целях недопущения осуществления через СМИ опасных дестабилизирующих воздействий на массовое сознание. В демократическом обществе СМИ позиционируются как самостоятельный институт, обладающий возможностью формирования общественного мнения, контроля за властью и побуждения ее к ответственности. При этом государство создает правовые основы деятельности СМИ, обеспечивая независимый статус средств массовой информации и регулируя отдельные аспекты их деятельности в соответствии с международно- правовыми нормами в области прав человека и свободы СМИ. В России политика государства в области СМИ проходит в русле концепции построения сильного государства, способного противостоять внутренним и внешним угрозам, в частности угрозе терроризма, и создавать условия борьбы с ним, в том числе и в информационной плоскости. В этих условиях возникает опасная тенденция к установлению чрезмерного государственного контроля за СМИ, в интересах национальной безопасности. Политолог И.Л. Морозов анализирует данную сторону проблемы информационной безопасности в контексте возможного государственного контроля над сетевыми СМИ под предлогом борьбы с терроризмом. И.Л. Морозов считает, что цензура, как таковая, может быть применима для того, чтобы общество сигнализировало государству о том, что оно считает приемлемым в информационном пространстве, а что нет. Морозов И.Л Пределы информационной свободы в российском киберпространстве [Электронный ресурс]// hltp Нmorozov vi/ ru/librarv/infsvob htm, (20.03.2005) При этом автор полагает, что сетевая цензура может сузить возможности научных исследований в области изучения идеологии экстремистских движений, феномена терроризма и др. подобных проблем. Краеугольным камнем обсуждаемых вопросов является хрупкая грань между деятельностью государства в области обеспечения информационной безопасности и соблюдением права граждан на информацию в рамках демократической практики и международных стандартов, другими словами баланс между правом на информацию и защитой от угроз информации. В Доктрине информационной безопасности РФ, принятой в 2000 г., обозначено противоречие между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентирующих ограничений на ее распространение. В Доктрине указывается, что «недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере». Доктрина информационной безопасности РФ// Российская газета 2000. 28 сентября. Подобное противоречие является дополнительными свидетельством необходимости глубокой проработки проблемы обеспечения информационной безопасности как важной части информационной политики Российского государства.

Вышеизложенное, позволяет сделать следующие выводы:

Сущность информационной политики Российского государства состоит в обеспечении перехода к новому этапу развития - информационному обществу, что предполагает регулирующую деятельность органов государственной власти по развитию информационной сферы. Данное развитие осуществляется посредством принятия и реализации различных федеральных и региональных целевых программ информатизации, через международное сотрудничество в данной области. При этом основной проблемой России, по мнению ряда исследователей, остается обеспечение информационной безопасности личности и общества в процессе информационно-технологического развития. Анализ характера угроз информационной безопасности России позволяет говорить о двух направлениях соответствующей государственной информационной политики: технологическом и психологическом, предполагающих государственное регулирование киберпространства и политику в области СМИ как основного субъекта влияния на массовое сознание. Реальная государственная активность в данных направлениях свидетельствует об отсутствие целенаправленной комплексной программы действий органов государственной власти, являющихся субъектами ГИП, что ставит вопрос глубокой проработки проблемы и формирования стратегии государства по противодействию информационным угрозам.

Сущность государственной информационной политики

В информационно-политическом пространстве каждый актор форми­рует собственные практики, демонстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимо­действия со своими контрагентами.

Однако наиболее сильное воздействие на всех участвующих в политических коммуникациях; групп, партий, корпусов граждан и институтов оказывает государ­ство - самый мощный производитель массовой информации в обществе. Именно государство обладает наиболее развитой системой институтов, стремящихся утвердить единые для общества нормы информационных обменов.

Существует четыре возможных типа информационного пове­дения государства, у каждого из которых своя специфика установ­ления и поддержания политических контактов с партнерами и оппонентами. К ним относятся: государственная политика, инфор­мационные кампании, единичные информационные акции, а также действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию го­сударственных структур на некие свершившиеся события, лишающие их возможности целенаправленного воздействия на информа­ционную ситуацию. Все эти типы поведения представляют собой специфические формы реализации или информационного обеспечения (сопровождения) целей государства и отличаются друг от друга механизмами организации политического общения, институциональным дизайном и даже определенными технологиями поддержания коммуникации.

Основным способом поддержания дискурса в сфере власти вы-ступает государственная информационная политика. При этом дан­ный тип политической активности государства может принимать различные формы: либо информационного обеспечения (сопро­вождения) его масштабных задач в различных областях обществен­ной жизни, либо целенаправленной деятельности, развертываю­щейся в информационном пространстве. В первом случае, напри­мер, она может выражаться в долгосрочных информационных усилиях государства, сопровождающих освоение новых экономи­ческих территорий, решении крупных внешних или внутренних конфликтов, проведении выборов в представительные органы вла­сти или какие-либо иные внутриполитические реформы. Во вто­ром - представлять собой действия государства по техническому переоснащению информационной индустрии, установлению но­вого типа взаимоотношений правящего режима со СМИ, проник­новению и закреплению своих позиций на внешних информаци­онных рынках и т.д.

Применительно к решению таких информационных проблем государственную политику в этой сфере можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих техни­ческих средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, на­учно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встра­ивающих институты и структуры власти в наднациональные (гло­бальные) информационные процессы.

Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достиже­ния ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей.

К ним могут быть отнесены:

· обеспечение юридических прав граждан на получение инфор­мации в соответствии с принципами свободы слова и охраны тайны личной жизни и интеллектуальной собственности;

· обеспечение населению технических возможностей для по­лучения информации на современном уровне;

· борьба с монопольными практиками использования инфор­мации внутри страны и на международной арене (что пред­полагает сочетание государственного протекционизма с от­крытостью информационной политики);

· защита подрастающего поколения от агрессивной инфор­мации;

· постоянное совершенствование систем образования и здра­воохранения на основе внедрения технических достижений в информационной сфере;

· удешевление государственной информации граждан, транс­формация функций государственных органов на основе по­стоянной передачи информации ее потребителям в элект­ронной форме;

· сокращение теневого оборота и препятствование незакон­ному обороту информации;

· постоянное совершенствование организационных и кадро­вых структур, обеспечивающих эффективное достижение целей информационной политики.

Весьма интересен опыт различных стран в реализации инфор­мационной политики, ее институциональном обеспечении. Так, высокая эффективность работы управляющих структур США в немалой степени связана с их деятельностью на информационном рынке. В американской системе исполнительной власти создан офис управления и бюджета США, на который возложена ответствен­ность за использование информационных технологий в стране и постоянный анализ рисков, возможностей инвестиций в эту сферу, осуществления капитальных вложений и др. В структуру государ­ственных органов входит также и совет главных информационных чиновников. В его работе на постоянной основе помимо ответствен­ных государственных служащих участвуют представители различ­ных информационных агентств, крупнейших национальных средств массовой информации. Совет вносит предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности государства в информацион­ной сфере, повышению координации работы административных и медиаструктур, ставит задачи в области снижения стоимости ин­формационных технологий, роста производительности в инфор­мационной сфере и т.д.

Перечисленные задачи важны для саморазвития информаци­онной сферы, поддержания коммуникации между институтами власти и обществом и потому предполагают постоянное внимание со стороны государства. Если же государство не в состоянии ре­шить задачу, эту нагрузку берут на себя другие акторы, действую­щие в информационной сфере.

В зависимости от того, является ли решение указанных задач основной формой деятельности государства или же выступает ус­ловием достижения иных целей, роль государственной информа­ционной политики может признаваться либо первостепенной, либо второстепенной. Первая служит показателем того, что в современ­ных условиях без целенаправленной деятельности в информаци­онной сфере нельзя решать существенных для общества задач в любых областях жизни. Вторая демонстрирует зависимую, обслу­живающую роль информационных действий государства по срав­нению с другими его целями, поставленными властью в сферах экономики, социальной или политической жизни.

Однако информационная государственная политика - и чем дальше, тем больше - выступает в качестве системообразующего элемента совокупной деятельности государства в целом, важнейше­го средства поддержания публичного диалога власти и общества. Бла­годаря завоеванию таких позиций она способна не только достигать собственных целей, но и компенсировать неудачи государственного управления в каких-то иных областях общественной жизни. Впро­чем, по тем же причинам эта политика - в случае слабой проработ­ки государственных планов в информационной сфере - может и усугубить неудачи правительства.

Структура государственной информационной политики

Противоречивые проблемы, реша­емые в процессе формирования и развития государственной инфор­мационной политики, обусловливают ее сложную и специфиче­скую внутреннюю структуру.

Институциональную структуру государственной информацион­ной политики составляют организации, формирующие ее содержа­ние и цели. К ним относятся: управляющие и координирующие струк­туры верховной власти; аналитические структуры (представляющие центры ситуационного анализа при различных правительственных ведомствах, в регионах или важнейших структурах власти); базы и банки данных (включая национальные библиотеки); центры (техни­ческой) защиты информации; центры разработки стандартов ин­формационных контактов (для адаптации к мировому политическо­му пространству); пиар-службы при государственных органах и со­ответствующие научно-исследовательские структуры.

В мире существует система определения количественных по­казателей прозрачности, интерактивности и информационной открытости деятельности правительств и готовности населения жить в сетевом пространстве. Например, индикатор прозрачно­сти состоит из суммарной оценки информации министерств и ведомств о своей деятельности. Индикатор интерактивности по­казывает, насколько потребителям удобно пользоваться такой информацией, и т.д. По обобщенному показателю открытости (равному 1,62) Россия в списке из 103 стран занимает 74-е место между Польшей и Саудовской Аравией. Максимальный показатель открытости имеет Дания - 18,19; наибольшая величина индикатора прозрачности также принадлежит ей и со­ставляет 14 (у России - 6). Максимальное значение индикатора интерактивности имеет Монако - 8 (Россия - 2,1). В целом Россия относится к странам второй степени готовности к жиз­ни в условиях сетевых технологий (всего четыре степени).

Еще одна система индикаторов, называемая Индекс ин­формационного общества (ISI), предполагает оценку инфор­мационных технологий. Разрабатываемый на этой основе ин­декс ИО (обобщенно показывающий уровень технологической оснащенности и открытости коммуникаций) служит для оп­ределения степени участия (готовности) страны в информа­ционной революции. Около 98% всех ИТ приходится на долю 55 стран. Место России - в третьей четверти списка, а лидиру­ют государства Северной Европы и США. Наша страна сегодня уступает по технической оснащенности приблизительно в 8 раз, по критерию ИО - в 3,5 раза. Чтобы приблизиться к странам Европы (Англии, Франции, Германии), нам надо повышать соответствующие показатели в 4-5 раз.

Элементами государственной информационной политики вы­ступают публичная, полутеневая и теневая формы деятельности. Поскольку деятельность государства независимо от характера ре­шаемых задач направлена на организацию коммуникаций в пуб­личной сфере, ее основные механизмы и технологии носят явный институализированный характер. Основные усилия государства постоянно направлены на формирование открытых и доступных для общественности способов передачи информации, а создавае­мые властными структурами сообщения специально форматиру­ются для распространения по таким каналам. Таким образом, ин­формационно-коммуникационные связи власти и общества скла­дываются в процессе развертывания открытого форума идей, которыми обмениваются эти два контрагента. В демократических государствах публичность государственной информационной по­литики свидетельствует и о направленности усилий властей на общественные интересы.

Реализация крупных информационных проектов представляет собой очень прибыльный, но одновременно и столь же рискован­ный бизнес. По оценкам специалистов, один доллар, вложенный в информацию, дает в 10 раз больше прибыли, чем нефтяной. Сле­довательно, государство, пытаясь обеспечить свои цели, но не имея при этом права рисковать деньгами налогоплательщиков, должно выбирать соответствующие способы реализации подобных целей.

Кроме того, оно должно акционировать свои информационные структуры, приносящие устойчивую прибыль, чтобы использо­вать их деятельность для нужд населения. Публичный характер дей­ствий государства предполагает, что и характер задач его инфор­мационной политики, и развитие информационных структур и магистралей должны выстраиваться в соответствии с рыночными принципами и отражаться в усилиях власти по повышению уровня жизни населения.

Необходимость не только поддерживать массовые коммуника­ции, но и решать сложные проблемы, связанные с урегулирова­нием отношений внутри правящих слоев или же весьма конфи­денциальных вопросов, вынуждает государство использовать ме­ханизмы налаживания политических коммуникаций полутеневого и теневого характера.

К таким полутеневым методам, в частности, относятся раз­личные действия в дипломатической сфере. Как выяснилось уже после падения Багдада (во время американо-английской акции 2003 г.), перед началом военных действий в страну при­езжал Е. Примаков в качестве личного посланника Президен­та России, чтобы убедить С. Хусейна уйти в отставку. Этот ма­невр - один из базовых элементов проведения информацион­ной политики страны по решению иракского конфликта - длительное время был неизвестен широкой общественности и послужил сохранению дружеских отношений с США и Вели­кобританией.

Сочетание публичных и теневых методов информационного взаимодействия позволяет государству эффективно решать свои проблемы. Удельный вес этих структурных элементов в общей по­литике государства и их временной масштаб (т.е. кратко-, средне-или долгосрочное применение такого рода средств поддержания коммуникации) зависят от конкретной ситуации и типа государ­ственного устройства. Однако в любом случае, если теневые и по­лутеневые формы информационных обменов начинают вытеснять публичные механизмы поддержания политических коммуникаций, это свидетельствует не только об изменении типа государства (вы­холащивании демократических принципов организации власти), но и о качественной трансформации самого информационного про­странства, способного полностью разрушить политические кон­такты власти и общества.